Типичная проблема начинающего фрилансера, то бишь вольнонаемного специалиста: где брать заказы. Архипопулярная тема в любом «биржевом» сообществе.
Жуют эту тему постоянно.
Пережевывают, мусолят, растекаются теориями о том, что «надо сделать себе имя», попытать счастья на бирже «икс», написать суперобъявление о своих услугах, вместо ужина читать блог гуру Василия Пупкина, пройти его бизнес-тренинг или каждое утро скуривать по штакету чая с бергамотом… В общем, феерические советы чайника кофейнику пополам с трогательной пролетарской солидарностью.
Предлагаются несколько иные соображения на этот счет.
Что делать, если хочется, но не можется
- Выбираться из толпы. Брать заказы за пределами бирж, форумов и прочих коммьюнити (как — читай дальше).
- Искать не заказы, а людей или организации, способные периодически обеспечивать работой. Услуги копирайтера время от времени нужны крупным фирмам, рекламным агентствам, веб-студиям, СМИ и др. Договор с тремя-пятью такими клиентами кормит одного начинающего копирайтера круглый год на пределе загрузки.
- Предлагать, а не ждать, пока предложат.
Увидел солидный корпоративный сайт с ужасным текстом — предложил свои услуги владельцу. Попался цветной флаер с придурочным слоганом — позвонил и предложил доработать идею. Не нужно критиковать, уместнее четко назвать 2—3 причины для совместной работы. Важно подыскать нужный контакт: если письмо получит, скажем, пиарщик, написавший предыдущие хреновые тексты, письмо вряд ли пройдет выше 🙂
- Спорный пункт, но… Если нет ни портфолио, ни клиентской базы, ни заказов — работать «авансом».
То есть выбирать потенциального заказчика, делать для него добротный черновик чего-нибудь и только потом предлагать свои услуги, вместе с готовым куском работы. Это рискованно, но у талантливых людей всё получается.
- Как можно быстрее вылезать за пределы seo-копирайтинга (и особенно рерайта). По крайней мере, из ширпотребного. Это самая низкооплачиваемая и наиболее заваленная дешевыми предложениями ниша, толкучка.
Чтобы получать в ней хотя бы 20-ку за текст, надо очень хорошо знать ее нюансы, плюс иметь знакомых в кругу оптимизаторов-«ювелиров», которые продвигают пафосные компании — у тех требования к вербальной рекламе выше, и они обычно готовы платить нормальные деньги.
- Не онанировать на «портфолио». Большинству заказчиков совершенно не интересно, что вы написали для фирмы «Кукуевстройинвест», «Пятихаткино-групп» или «УрюпинскМагнит». У каждого свои интересы и задачи, вникать в чужие тексты никому не хочется.
Портфолио интересует, в основном, конкурентов. Что реально работает, так это рекомендации. Контакты важнее портфолио, люди важнее текстов.
- Не принимать близко к сердцу критику и «советы знатоков».
Эти в том числе 🙂 Наблюдение: чем активнее оппонент навязывает собственную позицию, чем сильнее его желание доказать свою правоту или сохранить лицо, тем ниже его профессиональные навыки. Громче и яростнее всех спорят дилетанты.
Самые ценные советы даются походя, обрывками и с безразличием.
- Возлюбить рекламу 🙂 Читать, смотреть, слушать, делать выводы.
Почему эта тема вечно молода
Печальный юмор в том, что именно сообщества бирж не дают каждому отдельно взятому копирайтеру-фрилансеру нормально заработать. Когда специалисты узкого профиля собираются в кучку, их становится слишком много и предложение неизбежно превышает спрос, т.к. привлечь заказчика на онлайн-биржу труднее, чем исполнителя.
В результате начинается демпинг, падает средняя расценка.
Низкие заработки приводят к трансформации сообщества: профессионалы уходят, их место занимают случайные люди. Это, в свою очередь, снижает и ценник, и качество работы.
В итоге сообщество специалистов потихоньку вырождается в рынок дешевых, но неквалифицированных услуг. Основной поток заказов окучивают 15—20 наиболее зубастых, остальные курят бамбук и делают бодрую мину при плохой игре.
Словом, если хочешь идти быстро, обходи толпу стороной.
P.S. Книжки, которые могут пригодиться для быстрого освоения азов:
Христо Кафтанджиев — «Тексты печатной рекламы»,
Огилви Д. — «О рекламе»,
Хьюз Том — «Искусство создания рекламных объявлений»,
Траут Дж., Райс Э.
— «Позиционирование: битва за умы»,
Бредемайер Карстен — «Провокационные продажи»,
Витале Джо — «Гипнотические рекламные тексты»,
Bob Bly — «The complete idiot’s guide to direct marketing»,
Трейси Брайан «Эффективные методы продаж»,
Бове Аренс — «Современная реклама».
Вообще, тысячи их 🙂 Но более глубокие книжки лучше выбирать исходя из собственных рабочих предпочтений и взглядов на рекламную индустрию, советчики тут не особо помогут.